RU
EN
подбор персонала

Собеседование: первое свидание с работодателем

Собеседование в чем-то похоже на первое свидание: оба собеседника стараются друг другу понравиться и одновременно узнать друг о друге как можно больше. И так же, как и на свидании, тот, кто наиболее заинтересован в продолжении отношений, допускает массу промахов и ляпов, нервничает и переживает. В случае собеседования, как вы понимаете, это, как правило, претендент на ту или иную вакансию. На что же стоит обратить внимание, чтобы потом не было мучительно больно за упущенную возможность?

Итак...

Кто не знает цену времени, тот не рожден для успеха. (Л. Вовенарг)

Прежде всего, как ни банально это звучит, никогда не опаздывайте на собеседование. Если даже такое происходит по непреодолимым обстоятельствам, обязательно перезвоните и предупредите или перенесите встречу. Не углубляйтесь в причины — чужие проблемы никому не нужны: ограничтесь фразой «у меня непредвиденные обстоятельства в семье» или «я попал в пробку», или «я заболел» (рассказывать, в каком боку у вас закололо и подробно описывать диагноз не стоит). Если к работодателю или в рекрутинговое агентство вы не явитесь в назначенное время (или опоздаете) без предупреждения, то второй встречи у вас, скорее всего, не будет. Кроме того, весьма вероятно, что вас занесут в черный список кандидатов, которые ведут почти все HRры, и списками этими иногда обмениваются. Береги рубаху снову, а честь смолоду. (Народная мудрость)


У вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечателние. (Аллан Пиз)

Прийдя на собеседование, возможно, вас попросят заполнить анкету. Не нужно задавать вопросы «А зачем?», «А давайте сначала пообщаемся», или ныть «Ой, это так доооолго!». Это сразу говорит о вашей несерьезности и низкой мотивации, к тому же о неумении принять законы и порядки, существующие в той или иной компании, а это сделать придется, если вас на работу таки возьмут. Заполняя анкету, постарайтесь как можно меньше задавать уточняющих вопросов, заполнить ее быстро, сосредоточенно и не пропуская никаких вопросов, даже если они кажутся вам глупыми или не имеющими значения — если они в анекте есть, значит они зачем-то нужны. В отделах по персоналу зачастую работают опытные психологи, и они уже знают больше, чем вы сами о себе знаете, уже в тот момент, когда вы вошли в офис: как поздоровались, во что одеты, как вели себя во время заполнения анкеты и т.д. Поэтому, кстати, после этого собеседование может быть формальным и длиться 5 минут — так как необходимость в более продолжительном общении уже отпала, а может растянуться на полтора часа — как правило это хороший знак, значит вами заинтересовались хотят узнать получше.


Частые жалобы на жизнь изобличают слабость и никчемность. (Э. Севрус)

Еще одна распространенная ошибка: привычка жаловаться на обстоятельства, на предыдущего работодателя или даже преподавателя или ВУЗ. Во-первых, никто не хочет иметь дело с занудами, ворчунами и прочими унылыми гражданами. Во-вторых, собеседник, который выслушивает подобного рода жалобы, подсознаетльно ожидает стать предметом такой же критики, а этого, как вы понимаете, никому не хочется. В-третьих, психологи трактуют такое поведение как неготовность человека нести отвественность за свои поступки и решения, о его привычке сваливать всю вину на окружающих. Иными словами, такого нытика сочтут инфантильным и неприспособленным к жизни, и выслушают, разве только для того, чтоб разузнать нечто нелестное о конкурентах. Никогда ни о ком не отзывайтесь плохо. Даже если вы ушли с предыудущей фирмы, хлопнув дверью (этого, правда, тоже не следовало бы делать — справки о вас наведут, уж поверьте), то хотя бы не усугубляйте ситуацию. Можно ответить уклончиво: «уволился из-за разногласий по вопросу...». Если вас будут провоцировать на рассказ о подробностях, намекните, что считаете неэтичным об этом говорить.



Информация валит президентов и заставляет голосовать народ. Информация формирует мечты и цели... Информация - лишь оружие. Ее можно взять в руки и заставить служить. (Сергей Лукьяненко, «Осенние визиты»)


Направляясь на собеседование, постарайтесь из интернета или других источников почерпнуть максимум информации о фирме, проявите заинтересованность. Очень нелепо выглядит молодой специалист, который развалившись на стуле, спрашивает, «а расскажите, чем вы занимаетесь?» или «а вы вообще крупная компания?». В крайнем случае можно спросить «а каков штат вашего предприятия»? Или «я не нашел этой информации в интернете — скажите, у вас имеются филиалы в других регионах?». Год образования компании можно спросить в том случае, если у фирмы нет сайта, если он есть, то возраст фирмы там указан однозначно.

Кто в слове скор, тот в деле редко спор. (Народная мудрость)

Не начинайте распросы о предполагаемой должности с зарплаты, начните с выяснения сути работы, условий, целей, причин поиска специалиста и т.п. Если вы спрашиваете о зарплате, не удосужившись узнать хотя бы должностные обязанности, это говорит о том, что работать вы не собираетесь, и вас волнует исключительно денежное вознаграждение. Таких желающих и без вас достаточно, так что... Думайте, думайте и еще раз думайте головой, прежде чем о чем-то спрашивать на собеседовании, критически оценивайте каждое свое слово.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. (Народная мудрость)

Постарайтесь на собеседовании показать уровень вашей заинтересованности именно в данной конкретной вакансии и именно в этом предприятии. Если ваш мотив поиска работы звучит приблизительно так: «лишь бы куда пристроиться», «пересидеть тяжелые времена», «попробовать» или «мне все равно, где работать — очень деньги нужны», то шансы найти соответствующую работу близки к нулю. Как бы не обидно вам было это слышать, но руководитель или собственник бизнеса диктует свои правила приблизительно так же, как и вы распоряжаетесь у себя дома: каждый вправе хозяйничать на своей территории и решать, кто в дом вхож, а для кого двери закрыты. А потому он вправе принимать на работу тех сотрудников, которые будут искренне заинтересованы не только в заработной плате, но и в общем успехе всей компании.

Искренность состоит не в том, чтобы говорить все, что думаешь, а в том, чтобы думать именно то, что говоришь. (Ипполит де Ливри)

Даже если Вы очень внимательно выслушаете все наши рекомендации, прочтете много книг и информации в интернете и станете как попугай следовать рекомендациям без понимания сути вопроса, опытный менеджер по персоналу или руководитель с большим жизненным , деловым опытом и практикой приема людей на работу очень быстро раскусит вашу неискренность. Поэтому вот еще несколько пожеланий:

Будьте искренни и доброжелательны: работодатель не враг, но он также как и вы, имеет полное право и все основания не доверять вам с первого слова, как и вы ему — вы видите друг друга впервые в жизни.

Постарайтесь не суетиться излишне, будьте внимательны к мелочам, спокойны и вдумчивы, отвечайте четко на поставленный вопрос и не уходите от темы разговора, т.к. вас могут заподозрить в том, что вы что-то скрываете.

Не стоит стараться казаться умнее, чем вы есть на самом деле, или показывать свое превосходство над собеседником — никто не любит выскочек.

Раз избежать стресса невозможно, необходимо выработать правильную стратегию поведения, и из раба обстоятельств превратиться в хозяина положения – извлекать пользу даже из негативной ситуации. (Вадим Шлахтер)

Ни для кого не секрет, что очень много информации содержится не только в том, что и как вы говорите и во что одеты, но и в ваших позах и жестах. Избитый шаблон, которым пестрят все статьи на эту тему: нельзя сидеть скрестив руки и положив ногу на ногу — это «закрытые позы». Так вот: сплетенные на груди руки действительно говорят о многом, но вряд ли о вас станут судить, основываясь лишь на ваших телодвижениях. Скорее всего во время беседы обратят внимание на осанку и направление взгляда. Важно не смотреть в пол или в сторону, а еще хуже - блуждать взглядом по комнате. Смотреть следует на лицо собеседника. Если вы стремитесь что-то объяснить или доказать, не нависайте и не наклоняйтесь слишком близко: первое желание при таком поведении - отпрянуть, отдалиться, увеличить дистанцию. Даже если вы нервничаете, не стоит все же без разрешения брать со стола ручки, визитки, листочки бумаги и т.п., не заглядывайте в монитор и не переставляйте предметы — это раздражает и выдает вашу неуверенность в себе. Если же желание что-то теребить в руках у вас непреодолимо, то попросите чистый лист бумаги и ручку, и во время рассказа о каких-то своих знаниях рисуйте на бумаге схему или пишите список: это поможет сосредоточиться и сделает ваш рассказ более наглядным и понятным. К тому же, открою секрет, так часто делают люди, которые умеют мыслить структурно, а это очень полезное качество для работы в современных условиях.

И напоследок....

Человек добивается успеха, прикладывая усилия к преодолению препятствий и прикладывая способности к служению потребностям других людей. Большинство людей думают об успехе как о чем-то, чего надо добиться; а на самом деле успех начинается с отдачи. (Генри Форд)

Вернуться к списку статей