RU
EN
подбор персонала

Как выбрать работодателя?

Начну с самой возмущающей и распространенной жалобы среди людей, активно занятых поиском работы: «В газетах и в интернете одни сетевые компании!» Не одни, не правда! Но их действительно много и с каждым днем они становятся все более изощренными в подаче информации о своих вакансиях. Самый явный признак «сетевиков» - это расплывчатость в требованиях и предлагаемых условиях работы: в объявлениях часто подчеркивается, что работа ОЧЕНЬ перспективная, с безграничными возможностями заработка, уютный офис, дружный коллектив, и чтобы получить это сладкое теплое местечко вовсе не нужны ни высшее образование, ни опыт работы по какой-либо специальности, и возраст тоже не имеет значения — хоть 18 лет, хоть 58. Если все же из объявления не столь очевидно, что это за фирма и чем занимается, то позвонив по указанному телефону, вы можете сразу задать вопрос о сфере деятельности. В сетевой компании вам ответят, что фирма занимается товарами для здоровья или косметикой, или представятся всемирной супер-пупер-мегакорпорацией, которая и медикаменты производит, и товарами для животных занимается, и сеть гостинниц имеет. Дело в том, что крупные корпорации, осуществляющие деятельность в разных сферах действительно существуют, но разные виды деятельности, как правило, позиционируются от разных брэндов и разных юридических лиц и названий. Можно сказать с полной уверенностью, что весь этот мега-список производимых товаров в серьезной компании не перечисляется каждому позвонившему: о структуре компании вы сможете узнать лишь став полноправным сотрудником этой фирмы, или старательно «погуглив», или, в крайнем случае, от случайных знакомых. Еще одна отличительная черта «сетевиков»: они спешат пригласить вас на собеседование, практически не задав вопросов об опыте работы и не попросив прислать резюме. На сегодняшний день ни одна уважающая себя фирма не станет создавать у себя в офисе толпы соискателей на должность, не ознакомившись с вашим резюме или, хотя бы, не проведя с вами краткого собеседования по телефону. Если же сотруднику какой-нибудь «Тянь-Кэй-Флэйм» все же удалось затащить вас в аудиторию, где на так называемое «собеседование» пришли еще человек 50, то не стоит сидеть и из вежливости 3 часа слушать информацию, которая вам абсолютно бесполезна, — можете смело разворачиваться и уходить. Правда, есть одно исключение: сейчас на крупных предприятиях приобретает все большую популярность метод подбора персонала, когда в аудиторию приглашается одновременно некоторое количество претендентов на вакансию (или несколько похожих вакансий) и в ходе такого коллективного общения выявляется наиболее подходящий сотрудник для компании. Но в этом случае, во-первых, вам рассказывают о компании и вакансии не более 5-7 минут, а оставшееся время больше задают вопросы и общаются, а во-вторых, напомню, пригласят вас на это мероприятие ТОЛЬКО после ознакомления с вашим резюме.

Из менее популярных и пока еще мало известных бизнес-проектов могут вызывать подозрения так называемые страховые компании: они также как и те, что торгуют пищевыми добавками, не требовательны к образованию, опыту и возрасту соискателей, и также обещают мега-прибыли сотрудникам, не предложив даже минимальной ставки. Как правило, это обычные финансовые пирамиды. Крупные серьезные компании, которые занимаются стархованием, конечно же существуют, но их не так уж и много, и если вы решили реализовать себя именно в страховом бизнесе, то здесь следует быть предельно внимательным.

Отдельно о работе с недвижимостью: формально это не есть мошенничество или что-то в этом роде, но специфика работы немногим отличается от той, которая ждет вас в сетевом маркетинге. Поэтому здраво оценивайте свои силы и способности, прежде чем соглашаться на эту работу: чтобы стать успешным риэлтером нужно иметь очень специфические способности и огромное желание работать ИМЕННО в этой области.

Теперь предположим, что вам удалось отсеять все вышеперчисленные объявления и вы направляетесь на собеседование в компанию, которая торгует слабоалкогольной продукцией, кормами для животных или запчастями к тракторам или, скажем, производит рекламную продукцию. На что можно обратить внимание, чтобы составить хоть какое-то представление о компании? Ряд таких деталей огромен и для внимательного человека важно абсолютно все, но остановимся лишь на значимых и наиболее информативных.

Если по словам Станиславского театр начинается с вешалки, то офис компании с ресепшн или приемной директора. Обратите внимание на то, насколько вежливо с вами общаются представители фирмы, предложили ли вам присесть, если вам пришлось ждать, вовремя ли началось собеседование, а если не вовремя, то извинились ли перед вами за потраченное зря время. Находясь в офисе фирмы, понаблюдайте, как общаются между собой сотрудники — улыбаются ли они и шутят или их лица напряжены, позволяют ли они себе говорить на повышенных тонах в присутствии посторонних. Это позволит вам почувствовать атмосферу, царящую в коллективе и «примерить» ее на себя. На собеседовании обратите внимание на следующие моменты: охотно вам рассказывают об услових работы, есть ли конкретика в описании предлагаемой должности, насколько часто собеседник отвлекается на телефонные звонки и посетителей кабинета и извиняется ли, если был вынужден отвлечься от собеседования, смотрит ли он во время разговора на вас или в монитор компьютера. Все это говорит о том, насколько уважительно относится руководство к людям вообще и, соответственно, к сотрудникам. Уходя после собеседования, уточните, ожидать ли вам звонка и как долго, или вам стоит самому перезвонить, чтобы узнать результаты конкурса на данную вакансию. Если вам обещали позвонить и в итоге в означенный период так и не позвонили — не жалейте, это не ваша компания.

И еще. Прежде чем идти на собеседование (или уже после него), введите название компании в поисковую систему в интернете: вы обязательно найдете какую-то информацию о ней на новостных сайтах за прошлый или позапрошлый год, к примеру, или в «черных» или «белых» списках работодателей, коих сейчас в интернете великое множество. Не стоит впадать в панику, если найдется один отрицательный отзыв на каком-нибудь из форумов — это могут быть происки недоброжедателей или недобросовестных конкурентов фирмы. Но если количество «обиженных» компанией велико, и отзывы похожи (к примеру многие говрят о низкой заработной плате или о том, что «директор — психопат»), то стоит серьезно задуматься над тем, та ли это компания, в которой вам хочется работать.

Одним из наиболее эффективных и безопасных способов поиска работы является сотрудничество с рекрутинговыми агентствами. Во-первых, поиск персонала посредством сторонних рекрутеров для фирмы-работодателя услуга платная, а для соискателя (т.е. тех, кто ищет работу), вопреки распространенному заблуждению — АБСОЛЮТНО бесплатная. Поэтому вероятность того, что вам предложат работу в фирме-однодневке или несостоятельной и «бедной» компании, очень мала: такие фирмы просто не в состоянии оплачивать услуги рекрутингового агентства. Кроме того, опытный рекрутер в беседе с вами сможет определить, какой стиль общения и какая манера поведения свойственны именно вам, и никогда не направит вас на то предприятие, где вы можете просто «не прижиться». Таким образом, вы ограждаете себя от бесполезной потери времени и нервов.

И помните: дорогу осилит идущий! И если вы серьезно настроены на то, чтобы поиск интересной и высокооплачиваемой работы увенчался успехом, то удача обязательно улыбнется вам!

Вернуться к списку статей