RU
EN
подбор персонала

Встречают по одежке, а... по уму не провожают: как подготовиться к собеседованию:)

Треть успеха при поиске работы — это хорошо составленное резюме. Однако это отдельная и очень обширная тема, потому подробно на этом останавливаться в этой статье мы не станем.

Итак.... Предположим, что резюме у вас интересное и презентабельное. Вы грамотно разместили его в интернете, разослали на интересующие вас предприятия и во все известные вам рекрутинговые агентства. Если все сделано правильно, то вас приглашают на собеседование.

Чаще всего потенциальным кандидатам звонит менеджер по персоналу или секретарь фирмы (или сотрудник рекрутингового агентства). В большинстве случаев вежливый менеджер, прежде чем обсуждать предмет телефонного разговора, уточнит, удобно ли Вам говорить. Но если даже барышня на том конце провода этого по каким-то причинам не сделала, не стесняйтесь попросить перезвонить позже или поинтересоваться, можно ли перезвонить самому. Общаясь с представителем работодателя о предстоящем собеседовании, важно выяснить:

1.Полное название компании, точное время и место встречи;

2.Номер телефона, по которому можно связаться в случае каких-либо неожиданных изменений в вашем графике (но лучше, если этих изменений не произойдет);

3.Уточните, что необходимо взять с собой (паспорт, трудовая книжка, еще один экземпляр резюме, портфолио, публикации и т.п.);

4.Правомерным будет вопрос о том, с кем именно вам придется общаться на собеседовании (с менеджером по персоналу, руководителем фирмы, отдела или, к примеру, со всеми сразу). Поинтересуйтесь, придется ли вам проходить тесты, предполагается ли заполнение анкет и т.п. и сколько времени, как правило, это занимает (для того, чтобы вам не пришлось торопиться и выполнять все это впопыхах, не показаться потенциальному работодателю суетливым и невнимательным человеком);

5. Если Вам позвонил секретарь или менеджер по персоналу, то вполне уместным будет спросить, насколько строг дресс-код в данной компании и какой стиль одежды на собеседовании будет более предпочтительным.

К примеру, в крупных транснациональных компаниях, как правило, требования к внешнему виду очень строги, а вот в большинстве IT-компаний наиболее распространен демократичный подход к внешнему виду сотрудников. В любом случае вы не ошибетесь, если одежда будет выдержана в классическом стиле: брюки, рубашка или джемпер, туфли. Для девушек - женственное платье или юбка с блузой, длина не выше колен или чуть-чуть выше, минимум украшений и бижутерии. Но главное, чтобы вы чувствовали себя в этой одежде комфортно, привычно, свободно и не испытывали неудобств от туго затянутого галстука или очень узкой юбки, не говоря уж о том, что тонкая блуза в зимние морозы или застегнутый наглухо пиджак в сорокоградусную жару будут выглядеть как минимум нелепо, а вы в таком одеянии можете простудиться или получить тепловой удар. И еще: не «заливайтесь» парфюмом - у вас и вашего потенциального работодателя могут быть на этот счет разные вкусы, или у него аллергия, или... да мало ли что. И вообще: слишком выраженный и яркий запах духов или туалетной воды — это просто дурной тон, невоспитанность, особенно летом, когда и так дышать нечем. Учитывая все выше перечисленное, важно понять: своим внешним видом вы должны располагать к себе и ни в коем случае не раздражать. И помните: залогом успеха будет ваша уверенность в себе.

Важно отметить, что иногда кандидату на вакансию звонит непосредственно руководитель компании. Возможно, что это некрупная компания и отдела по персоналу в ней нет (зато в случае приема вас на работу у вас появятся огромные возможности для карьерного роста в развивающейся компании). Может быть для директора очень важно, кто именно займет данную конкретную должность, т.к. это существенно влияет на развитие всего бизнеса, т.е. он взял рассмотрение кандидатов на эту позицию под личный контроль (для вас это выгодно тем, что исключается вероятность «испорченного телефона» и излишней бюрократической волокиты). Наиболее оптимистичной может оказаться ситуация, что ваше резюме НАСТОЛЬКО заинтересовало одного из первых лиц предприятия, что он воспылал желанием пообщаться с вами лично (но не стоит обольщаться и мгновенно одевать корону — предыдущие два варианта и еще массу неожиданных поворотов судьбы еще никто не отменял). В любом случае, в подобной ситуации необходимо проявить максимум внимания и сосредоточенности, постараться не задавать вопросов второстепенной важности (о том же дресс-коде или марке служебного мобильного телефона), а говорить четко и по делу, проявляя личную заинтересованность в компании, говорить о сути работы, оставляя вопрос заработной платы на финал или вообще — задать его лишь при личной встрече.

Если у вас совсем нет опыта прохождения собеседований, то очень полезно для начала попробовать поучавствовать в конкурсе на те вакансии, которые на первый взгляд вам могут показаться не слишком интересными. Во-первых, сама вакансия может оказаться лучше, чем ее описание. А во-вторых, пройдя «испытания в полевых условиях», на важном в вашей жизни собеседовании вы будете чувствовать себя гораздо уверенней.

Эффективным способом трудоустройства в этом случае может быть обращение в рекрутинговые агентства. Рекрутер, приглашая вас к себе в офис, уже четко представляет себе, какой сотрудник необходим на ту или иную вакансию, и хорошо знаком с работодателем. Таким образом, менеджер рекрутингового агентства:

а) не направит вас к тому работодателю и на ту вакансию, которые вам заведомо не подходят (что значительно экономит время и нервы);

б) направляя на собеседование, всегда сможет подсказать, как лучше себя вести и подкорректировать мелкие недочеты с вашей стороны (к примеру, указать на имеющиеся у вас слова-паразиты, которые вы, возможно, у себя не замечаете, или подсказать, во что лучше одеться или к каким вопросам быть готовым).

В любом случае к прохождению собеседования следует отнестись со всей серьезностью и тщательно к нему подготовиться. Перефразируя старую известную поговорку: выбирают не по паспорту, а... по тому, как вы сумели себя преподнести.

Желаем удачи и успешного покорения карьерных высот.

Вернуться к списку статей