RU
EN
подбор персонала

Стрессовое интервью.

 
Применение стрессового интервью (СИ) в ответственном деле подбора сотрудников вошло в моду не так уж давно. Причина тому — новые рыночные отношения, весьма активно распространяющиеся по нашим просторам.

Во-первых, в наш обиход вошло понятие «конкуренция», в жестких условиях которой должны уметь выживать не только бизнесмены, но и работники. Если раньше безработицы практически не было, тех же, кто не хотел трудиться, клеймили последними словами и насильно волокли на работу, то сегодня найти хорошо оплачиваемое место не так легко. Более того, иногда весьма сложно устроиться и на не ахти какую работу, просто дающую возможность сводить концы с концами.

Во-вторых, условия труда несколько изменились. Огромные эмоциональные, моральные и физические нагрузки, ненормированный рабочий день — уже стали привычным явлением для современного человека. К тому же сегодня все больше трудоспособного населения занято в сфере продаж и обслуживания, а работа с людьми — как известно, одна из самых сложных.

В-третьих, в связи с активным развитием предпринимательства, появилось много частных фирм, владельцы которых, скажем так, еще не привыкли толерантно относиться к работникам, а те, в свою очередь, не умеют и не знают, как законно отстаивать свои права.

Работодатели во время собеседования, применяют методику стрессового интервью не из-за каких-то, пардон, садистских наклонностей, а чтобы увидеть, насколько претендент на вакансию адекватно реагирует на нестандартные ситуации, которые иногда (а бывает и часто) возникают на любой работе.

СИ правильное и нет

Мои знакомые, которым пришлось пройти через подобное испытание, в один голос заявляли, что собеседование было похоже не на деловой разговор с работодателем, а на сплошную провокацию. Создавалось впечатление, что перед эйчаром стоит конкретная задача «вытащить» на поверхность все самые худшие черты характера соискателя. Чем еще можно объяснить довольно бестактные вопросы о личной жизни претендента, высмеивание манеры говорить, одеваться, полное игнорирование его мнения и так далее и тому подобное. Действительно, такое общение не назовешь милым и приятным. Однако объясняется оно тем, что менеджеру по персоналу интересно увидеть реакцию соискателя на столь шокирующие «выходки». Если фирма, например, специализируется на продажах, ее сотрудникам обязательно придется работать с так называемыми возражениями клиентов и заказчиков. Иногда претензии бывают не совсем обоснованными, тем не менее, сотрудник должен вести себя в соответствии с принципом «клиент всегда прав». Не всегда легко и просто оставаться выдержанным и корректным, когда на тебя «нападают» и несправедливо обвиняют.

Однако, как отмечают многие специалисты, именно «провокационное» стрессовое интервью (точнее, грубую методику его «внедрения») нельзя назвать правильным. Психологи утверждают: уровень стрессоустойчивости человека зависит во многом от контекста ситуации. То есть если вы пришли устраиваться на работу и ожидаете нормального толерантного отношения к себе, сугубо делово разговора, но вместо этого «нарываетесь» на откровенную грубость, то естественной реакцией нормального человека будет защита. Другими словами, вполне возможно, что вы нагрубите в ответ, развернетесь и демонстративно уйдете или уведомите собеседника, что не намерены вести разговор в таком тоне. Однако совсем другое дело, когда вас предупредят: работа связана с «человеческим фактором», возможны разные непредвиденные, в том числе весьма неприятные, ситуации, и вы, как сотрудник фирмы, должны при любых обстоятельствах «держать марку». Предупрежден — значит вооружен. Психологи подчеркивают: в этом случае, соискатель будет готов «держать удар» и может проявить чудеса выдержки и терпения.

Правильно спланированное стрессовое интервью предполагает не грубость по отношению к соискателю, а тщательно разработанные методы проведения разнообразных ролевых игр, тестирование и многие другие тонкости. Именно поэтому процесс сей весьма трудоемкий, чаще всего, без присутствия опытного психолога подобное интервью не проводится.

Как вести себя на СИ?

Для начала стоит попробовать определить, действительно ли с вами проводят именно СИ. Сделать это не очень сложно. Признаками того, что вы попали на СИ, могут быть:

-- Своеобразная игра в «доброго» и «злого» эйчара. То есть собеседование проводят сразу два специалиста, один из которых настроен доброжелательно и всячески поддерживает соискателя, другой, наоборот, весьма агрессивен: задает неудобные вопросы, грубит и т.д.

-- Вас заставили час ожидать «аудиенции» у работодателя при этом даже не извинились за задержку

-- Вас прерывают на каждом слове, вынуждают по три раза заполнять какие-то ненужные анкеты, комментируя при этом вслух ваши оплошности

-- Вам предлагают выполнить задание и всячески мешают сосредоточиться, опять же, не стесняясь комментировать ошибки

-- Одновременно с вами интервьюируют несколько человек, претендующих на то же место.

Если попали в такую или похожую ситуацию, скорее всего, с вами проводят СИ. Как же в таком случае не ударить в грязь лицом? Возможно, эти советы вам помогут:

-- Прежде всего, осознайте факт, что СИ — это своеобразная игра, в которой есть свои правила. Настройтесь, что таким образом вас просто проверяют, а не пытаются показать, кто в доме «хозяин». Вот если после интервью перед вами не извинятся за столь необычный способ проведения собеседования, это тревожный сигнал, на который стоит обратить внимание и подумать, стоит ли идти на такую работу.

-- Помните, что работодателем движет желание не оскорбить вас, а побольше узнать о потенциальном сотруднике в весьма сжатые сроки.

-- Даже если очень хочется «отплатить» эйчару за неприятные вопросы соответствующим образом, делать этого не стоит. Запомните: отвечать нужно на конкретно поставленный вопрос, а не сопутствующий ему эмоциональный посыл. Например, вопрос: «Почему вы так старомодно одеваетесь?». Ответ: «Я не считаю классический стиль старомодным, к тому же он принят в деловых кругах всего мира».

-- Если считаете, что интервьюер перешел все допустимые этические границы, можете смело покидать стены офиса. Скорее всего, на фирме подобные взаимоотношения считаются нормой.

-- Психологи рекомендуют: на СИ постарайтесь оставаться собой. Любая неестественность в вашем поведении, желание выглядеть лучше, смелее, «стрессоустойчивее» будет вычислена опытным менеджером по персоналу и «сыграет» не в вашу пользу.

Оксана Бондарчук

Источник: ladyjob.com.ua

Вернуться к списку статей